Тверской Успенский Желтиков монастырь. Часть I

Автор: Ilich   
29.11.2011 21:02

Дата основания: 1394. Дата постройки основных монастырских сооружений: XVIII-XIX век.

 

Общий вид Желтикова монастыря. Старинная открытка

Роман И.И. Лажечникова «Басурман» (1838) содержит поэтическое описание местечка в окрестностях Твери, в котором развивается одно из основных действий книги – подписание мира между Тверским князем Михаилом Борисовичем и Московским князем Иваном Васильевичем (Иваном III): «Кто посещал Желтиков монастырь по дороге, провожающей Тьмаку, останавливался, конечно, не раз полюбоваться ее живописными излучинами. Вас не поразят здесь дикие величественные виды, напоминающие поэтический мятеж стихий в один из ужасных переворотов мира; вы не увидите здесь грозных утесов, этих ступеней, по коим шли титаны на брань с небом и с которых пали, разбросав в неровном бою обломки своих оружий, доныне пугающие воображение; вы не увидите на следах потопа, остывших, когда он стекал с остова земли, векового дуба, этого Оссиана лесов, воспевающего в час бури победу неба над землей; вы не услышите в реве потока, брошенного из громовой длани, вечного отзыва тех богохульных криков, которые поражали слух природы в ужасной борьбе создания с своим творцом. Нет, вас не поразят здесь эти дикие, величественные картины.

Река Тьмака в окрестностях Желтикова монастыря. Старинная открытка

Скромная речка, будто не смеющая разыграться, смиренный лепет вод ее, мельница, тихо говорящая, берега, которые возвращаются к дороге, лишь только забывшись немного, убежали от нее, лужок, притаившийся в кустах, темный бор, который то вздыхает, как отшельник по небе, то шепчет словно молитву про себя, то затянет томный сладкозвучный мотив, будто псалмопевец в божественной думе, перебирающий золотыми струнами своих гуслей; в виду два монастыря, жилище архипастыря, кругом глубокое уединение: все напоминает вам по вашему пути, что вы идете в духовную обитель».
Не знаем, действительно ли мирный договор между Михаилом Борисовичем и Иваном III был подписан именно на берегу Тьмаки возле старой Желтиковой мельницы (об этом событии упоминается и в других источниках, например «Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря», Тверь 1852), или изложенные в романе события являются частично художественным вымыслом автора, Святитель Арсений Тверской. но вот изображение самого этого места дано писателем правдиво, хотя и применительно к моменту написания романа.И сегодня, свернув со Старицкого шоссе в Первомайскую рощу путешественник встретит и скромную речку Тьмаку и темный бор, но уже ничего не напомнит ему о том, что когда то в этом месте находилась одна из древнейших Тверских обителей - Тверской Успенский Желтиков Монастырь.
Монастырь этот был основан в 1394 году Святым Арсением Епископом Тверским при Благоверном Великом Князе Михаиле Александровиче. В Житии Святителя Арсения Епископа Тверского указано, что родился он в Твери, его мирское имя, как и имена его родителей так и остались неизвестны «по причине древности происходящего». Уже в юности «мысли его были заняты не играми, но единым Богом, и оттого преуспевал он паче в благонравии и благочестии». Родители юноши умерли рано, и по смерти их он стал владельцем значительно имения, которое не замедлил раздать бедным, отправился в Киев, где принял постриг под именем Арсения. Запись в старообрядческих святцах начала 19 века  о дне и годе смерти Святителя Арсения.Карьера Арсения складывалась удачно, он переехал в Москву вместе с митрополитом Киприаном в 1381 году. Через несколько лет после переезда Арсений в числе других иерархов церкви вошел в число судей, направленных в Тверь для разрешения конфликта, возникшего между Великим Князем Михаилом Александровичем и Тверским Епископом Евфимием. На суде Евфимия обвинили в «смущении церкви» и лишили престола. По удалении Евфимия, Благоверный Князь Михаил изъявил желание рукоположить в Епископа Тверской Епархии Архидиакона Арсения. Тот всячески отпирался и рукоположение было совершено в 1390 году только после того, как Арсению пригрозили отречением от церкви «за сопротивление избирательной воле священного собора».План Желтикова монастыря.
Будучи уже в преклонных годах и предчувствуя скорый уход Арсений решил воздвигнуть обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы и Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских для погребения в ней себя и всех будущих епископов. Это намерение святителя было одобрено благоверным князем Михаилом. Для будущей обители было избрано место, именуемое Желтиково на реке Тьмаке. В 1394 году здесь была построена первая деревянная церковь во имя Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских. Позже были воздвигнуты деревянные братские кельи и трапезная. Первое каменное здание монастыря было возведено в монастыре в 1405 году - церковь во имя Пресвятой Богородицы в честь Успения Ее. Благоверный Князь Михаил Александрович снабдил по обетованию новый монастырь многочисленными вотчинами и угодьями.
Умер святитель Арсений в 1409 году. День его памяти -2 марта. По погребении святителя в Желтиковом монастыре, на его могиле многие больные стали получать исцеление.
Традиция обращаться к святителю в трудных жизненных ситуациях – в болезнях, скорбях, бедах - скоро укоренилась. В обитель стекались паломники, на могиле Арсения свершались многочисленные чудеса. В 1483 году мощи святителя Арсения были отрыты по повелению Великого Князя Иоанна Васильевича и внесены в предел храма Успения Богородицы. Мощи Арсения были найдены нетленными, лицо сияющим, а ризы целыми.. Канонизирован Арсений был в 1547 году. На несколько столетий мощи Святителя станут одной из самых значимых тверских святынь русской православной церкви.
В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет - обветшало лишь облачение. В окрестностях монастыря. Старинная открытка.По указанию патриарха, мощи Угодника облекли в новые одежды, а каменный гроб был заменен на гроб в котором первоначально был погребен Святой Митрополит Филипп.
17 и начало 18 веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым, меняется внутреннее и внешняя планировка всего комплекса.
В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Но это здание не простояло и 70 лет – законченный в 1655 году собор был уже в 1713 году разобран и на его месте по настоянию жителей Твери – Ивана Викторова и Ивана Вагина и при их непосредственном финансовом участии была устроена более просторная церковь с прежним названием. Строительство ее было завершено к 1722 году. Здание по всей видимости повторяло формы своих предшественниц. Это был монументальный пятиглавый храм с кубическим двухсветным объемом.Собор Успения Пресвятой Богородицы постройки 1722. Фото из коллекции ТГОМ. Редкой особенностью внутренней структуры собора были два круглых белокаменных столпа, на которые опирались своды и центральный барабан. Некоторое время здание стояло пустым. В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению императрицы храм был богато украшен. Окончательно внутреннее устройство собора Успения Богородицы сформировалось к середине 19 века. В храме было два престола – главный, во имя Божией Матери и в память ее Успения, золоченный резной иконостас конца 18 века. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения - была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками. Пол в церкви был выложен чугунными плитами, а отапливаемой церковь стала с 1848 года.
В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами. По указу царя была возведена крупная постройка с композицией «восьмерик на четверике», возможно первая в череде подобных тверских храмов. В ней был один престол, одноименный церкви, фасады здания выполнены в стиле нарышкинского барокко. Расписан храм был в середине 19 века, службы проводились только летом. Церковь Алексея - человека Божия и примыкающие к ней царские чертоги. Фото из коллекции ТГОМ.
С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом. Вот как об этом пишет посетивший чертоги в 1850 году тверской краевед Р.Н. Никулин: « … В первом этаже, под комнатами царевича, устроена комната, в которой в то время я видел много железных каких-то машин с большими зубчатыми колесами, их было несколько, так что при взгляде на них невольно приходила мысль о пытках; но я не спросил сопровождавшего меня монаха, что это за машины, а на вопрос мой, что известно у них о пребывании здесь Алексея Петровича, он отвечал: «Здесь он жил, и сюда приезжал царь Петр I, он долго беседовал с царевичем и вышел от него разгневанный, а когда по отъезде царя вошли к царевичу, то нашли его лежащим на полу без чувств, и кровь шла из носу и рта»… В монастыре хранились собственноручные письма Петра I к сыну, писанные на больших листах, короткие - строки по четыре - и сурового содержания». Желтиков монастырь и мост через Тьмаку. Старинная открытка. Существует предположение, что в планы первого российского императора входило последующее заточение своего сына в Желтиковом монастыре и данные помещения являлись будущей кельей опального царевича. Царские помещения представляли собой небольшую двухэтажную постройку – три комнаты верхнего этажа предназначались для проживания особ царской фамилии, комнаты на первом этаже предназначались для кухни и кладовой. Внешний вид келий по-видимому напоминал собою типичный жилой терем небогатого московского Боярина конца 17-начала 18 веков. На сохранившихся старинных фотографиях чертогов видно что внешняя стена здания была украшена орнаментом в виде чередования темных и светлых треугольников. Похожий орнамент можно встретить на многих западноевропейских средневековых зданиях, там он выполнен по технике сграффито. По какой технике рисунок наносился на стену здания чертогов нам не известно, к сожалению в книгах описывающих монастырский комплекс, в том числе 19 века этой информации не встречается, возможно орнамент был выложен разноцветными изразцами. Общий вид Желтикова монастыря. Старинная открытка.Существует предположение, что вплоть до 1760 – х годов здание служило местом отдыха лиц императорской фамилии во время их путешествий из Петербурга в Москву.
Приблизительно в это же время царским иждивением была построена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских на месте где стояла одноименная деревянная церковь, построенная еще самим Арсением. Храм был одноглавый и стоял на подклете в которой размещалась трапезная, кухня, квасоварня, хлебопекарня и кладовая. Церковь была расписана в 1837 году, в ней имелся один престол во имя церкви Антония и Феодосия Печерских. Богослужения в данном храме совершались в зимнее время. Монастырская мельница. Фото из коллекции ТГОМ.
В середине 18 века в обители возводятся иные каменные постройки, не связанные напрямую с богослужением - настоятельские летние и зимние кельи, ризница и братский корпус, ограда с угловыми башнями. Вместе они образовывали непрерывный фасад вдоль высокого берега Тьмаки и эффектно смотрелись с противоположного низкого берега реки. Внутренняя территория монастыря облагораживается, разбивается обширный сад.
Неподалеку от монастыря, на берегу реки, в начале 19 века была построена деревянная монастырская мельница. Писатель Лажечников именно ее изобразил в своем романе, хотя возможно, что какое то мельничное здание было на этом месте и раньше. В 1883 году мельница была сдана в аренду Товариществу Тверской мануфактуры сроком на 12 лет. Мельница до самой революции использовалась различными арендаторами по прямому назначению.

 

Прочитать статью. Тверской Успенский Желтиков монастырь. Часть II