Гостиный Двор. Городская Дума

Автор: Ilich   
02.05.2011 14:15

Здание Гостиного двора. Старинная открытка.

Адрес: ул. Советская, 16/3. Дата постройки: конец XVIII – вторая половина XIX века

Розовое здание с огромными колоннами, в котором размещается сегодня Тверской Академический театр Драмы хорошо известно жителям города и его гостям. Подобные послевоенные здания театров - образцы торжественно-громоздкого позднего сталинского классицизма - можно встретить во многих областных центрах бывшего СССР, сильно разрушенных в годы Великой Отечественной войны.
Здание театра сохранило как внешний облик, так и внутренне убранство начала 50-х годов. В нем имеется помпезный зрительный зал, украшенный аляповатой позолотой, внушительные тяжеленные резные деревянные двери с бронзовыми ручками и живописные полотна в концертном холле, иллюстрирующие счастливую послевоенную жизнь калининцев под руководством тов. Сталина и М.И. Калинина в частности.

Первоначальный вид здания Гостиного Двора (дом слева). Фото 1880-х годов из коллекции ТГОМ

Театр бережно сохраняет историческую атмосферу «сталинского праздника», хотя мест с такой исторической аурой в Твери с каждым годом становиться все меньше и меньше.
Однако, история данного места не ограничивается историей розового здания с колоннами. Само месторасположение театра обладает некой магической силой и заставляет людей все время перестраивать находящиеся на нем здания.
В 1760-1770- х годах, в рамках реконструкции города Твери после пожара, по проекту архитектора П.И.Обухова, было построено кирпичное, двухэтажное здание Гостиного двора. Место строительства было выбрано не случайно - до пожара на нем, по соседству с остатками стен Тверского кремля, располагалась большая торговая площадь. Фактически весь ее периметр - целый городской квартал - был застроен новым Гостиным Двором. Новое здание имело в плане прямоугольную форму.

Тверь. Гостиный двор

В середине каждой стороны располагались проездные ворота, а в центре северной стороны (выходящей на современную ул. Советскую) возвышалась красивая квадратная башенка в барочных формах. Вдоль фасадов шла двухъярусная галерея, ограниченная крытой аркадой с широкими трехцентовыми окнами. Принцип первоначального устройства Гостиного Двора был характерен для зданий данного типа. В нем должны были разместить лучшие городские лавки с самым дорогим товаром. Аркада защищала покупателей от непогоды и позволяла во время приятной прогулки вдоль галереи закупить весь необходимый товар в одном месте. Из сохранившихся зданий подобного типа, сегодня наиболее известным является Гостиный Двор в Санкт Петербурге. Но в отличии от Петербургского, Тверской Гостиный Двор еще в 19 веке частично изменил свое назначение и, как следствие, внешний вид. В 1859 году здание серьезно пострадало от пожара и его восстановление сильно затянулось.

Здание Гостиного двора после реконструкции в 1888 году. Старинная открытка.

Одновременно у городских властей возникло желание перестроить часть помещений второго этажа Гостиного двора под городские Присутственные места. В 1888 году желание городских властей было воплощено в жизнь - здание было полностью реконструировано по проекту архитектора А.П.Федорова. Арочные проемы были заложены, галереи уничтожены, маленькую башенку разобрали, ее заменила массивная центральная надстройка с третьим этажом. Таким образом, Гостиный Двор в первый раз (но не в последний) за свою историю поменял свое назначение и облик. В реконструированном здании разместилась Городская Дума, а так же многочисленные распивочные, бильярдные и прочие развлекательные заведения. Часть помещений Городской Думы стали эпизодически использовать для театральных постановок и концертов. Именно эти факультативные заведения и смогли пережить революцию 1917 года и определили новое назначение здания.

Драмтеатр. 1930-е годы. За предоставленную фотографию благодарим пользователя сайта konbur

В 1921 году бывшее помещение Городской думы, было передано клубу III Интернационала. Окончательно здание было перепрофилировано в театр в 1934 году. Оно изменило внешний облик(здание обрело черты конструктивизма), внутри произошла полная перепланировка. Теперь театральный зал мог вместить 1250 зрителей (больше чем современный театр), был устроен механизм для сцены. Открытие нового помещения театра было ознаменовано премьерой спектакля «Оптимистическая трагедия».
Увы, всего через несколько лет здание Калининского Драматического Театра будет повреждено во время артиллерийского обстрела города, а его режиссер - Сергей Виноградов станет очень активно сотрудничать с новыми властями – немцами, захватившими город в октябре 1941 года .
По окончании войны сильно поврежденное здание решили не восстанавливать, на его месте в 1951 году был возведен новый театр по проекту архитекторов А.П. Максимова и П.В. Кухтенкова.

Здание театра, построенное на месте Гостиного двора в 1951 году. Фото 2011 года.

В 1953 году южнее театра было построено здание филармонии. От комплекса Гостиного Двора был сохранен небольшой фрагмент, расположенный вдоль Свободного переулка. Он был надстроен третьим этажом. К сожалению и этот небольшой фрагмент в настоящее время стал еще меньше - в 1994 году часть сохранившейся постройки обвалилась от ветхости и была отстроена заново из красного кирпича.
Вроде бы на этом можно было бы закончить историю Тверского Гостиного Двора и Тверского Академического театра Драмы, но она и сегодня имеет продолжение. В 2006 году по инициативе Администрации Тверской области был разработан проект реконструкции здания театра, предполагавший возведение во внутреннем дворе некоей стеклянной полусферы с новым зрительным залом на 800 мест, и постройку на крыше сценической коробки театра стеклянного панорамного бара высотой 6 метров. Проект был разработан архитектурным бюро Фабр/Спеллер (Франция).Общая стоимость реконструкции должна была составить (по ценам 2007 года) 2 млрд. руб.

Остатки стен Гостиного двора со стороны Свободного переулка. Фото 2011 года.

Данное решение вызвало горячие споры общественности города, разделившейся на сторонников и противников подобной реконструкции. Противники реконструкции подвергали сомнению экономическую целесообразность подобной «реконструкции», учитывая, что и существующий зал театра редко когда бывает заполнен полностью во время представлений, а также сам проект, нарушавший, по их мнению, композицию данного памятника архитектуры. Сторонники проекта настаивали, что реконструкция позволит привлечь в регион дополнительные инвестиции и создать на базе здания театра принципиально новую для Твери индустрию развлечений (современный кинотеатр и кабаре), да и сам проект ими оценивался исключительно с положительной стороны. Мировой финансовый кризис мирно разрешил этот спор и не позволил реализоваться грандиозным планам по реконструкции.

В настоящее время, по сообщениям СМИ, состояние здания театра таково: «В здании плывет фундамент, протекает крыша, несмотря на тот ремонт, который был сделан. Коммуникации и электросети обветшали, пожарная безопасность находится на старом техническом уровне. Кроме того, необходимо укреплять стены, чтобы не обрушился потолок».



Макет реконструированного здания театра. Таким здание театра видимо уже не будет.
Реконструированная после обвала в 1994 году стена Гостиного Двора. Фото 2011 года.


 

Комментарии 

 
#9 Ilich 11.05.2011 14:55
Тверскую жизнь не нашел, нашел статью в Вече Твери, не убедило честно говоря- пишут что должность в управе за несколько дней до освобождения Калинина получил, но спектакли не ставил,

"За два или три дня до освобождения города Красной армией Виноградова вызвали в управу и объявили, что он назначается «заведующим театрально-зрелищным подотделом отдела народного образования». Никакого «подотдела» не было. Он был один. Никакой работы не проводил и не собирался".

Откуда сведения ? Не ясно, на документы и свидетелей ссылки нет Хотя за несколько дней до освобождения немцы не должности раздавали, а город жечь начали и эвакуировать что поценнее (готовиться к эвакуации начали еще в конце ноября, это от родственников слышал) - если вызывали в управу то в октябре - начале ноября, когда управу формировали, а тогда этого было вполне достаточно для уголовного преследования за сотрудничество.

Вот тут совсем не понравилось -
Очерк «В ту тяжелую зиму» («Из записок военного корреспондента» ), опубликованный в 1970 году («Новый мир», №№5 -- 6), тридцать лет спустя после освобождения Калинина. Это документальная проза, и спрос с нее другой. Названа подлинная фамилия Виноградова. Рассказ о его предательстве автор якобы услышал от старичка и старушки, подпольщиков, имен которых он почему-то не называет. Снова слухи, выдаваемые за факты. Слухи о сотрудничестве Виноградова в фашистской газете, о других вымышленных деяниях. И ошеломительный набор бранных эпитетов."

Как видите статья Полевого (мы ее разместили) пересказана несколько вольно- там набор бранных эпитетов кроме ортодокса (что вряд ли является бранью) не фигурирует, перечень прегрешений не особо широк. Статья - изложение дневниковых записей 1941 года и газетных статей (они и вошли в сборник в 1974 году, а не были изложены в виде мемуаров как считает автор статьи в Вече Твери) да и сами факты изложенные Полевым, форма их изложения на мой взгляд не производит впечатления откровенного вранья. Газета Тверской вестник очень заинтересовала- может удастся разыскать.....
А в целом статья Вече Твери произвела впечатления некоего манипулирования фактами, только если при тов. Сталине ими манипулировали в одну сторону, то сейчас часто манипулируют в другую. А что реабилитировали , так и на генерала Власова документы на реабилитацию подавались, и вроде как снова их подавать собираются, факты положительно его характеризующие приводят, но это не свидетельствует о том, что он с немцами не сотрудничал.
 
 
#8 Ilich 09.05.2011 21:25
Попытаемся отыскать в наших библиотеках сам Тверской вестник. В случае его отыскания статьи Виноградова (если они есть?!) опубликуем! Тверскую жизнь посмотрим. Кстати статья Полевого писалась для газеты в 1941, когда о репрессиях в отношении Виноградова речь не шла.
 
 
#7 konbur 09.05.2011 20:27
Прочитал статью Бориса Полевого. Понял, что это и есть ваш источник. Конечно, то, что Полевой своими глазами видел "Тверской вестник" со статьёй Виноградова -- это убедительно. А всё же "Тверскую жизнь" прочитайте. Там говорится не об одном Виноградове, целую группу артистов обвиняли в пособничестве оккупантам.
 
 
#6 Ilich 06.05.2011 23:21
Цитирую konbur:
В "Тверской жизни" ни слова не было о статьях в "Тверском вестнике" (судя по приводимому Вами содержанию, "сотрудничество" заключалось лишь в самом факте публикации), но говорилось, что никаких спектаклей во время оккупации драмтеатр не давал.

Спектакли скорее всего были не силами Драмтеатра - актеры все разбежались в начале октября 1941 года, то были частные постановки, тому вроде есть даже свидетели, по крайней мере одна старушка, пережившая оккупацию Калинина вспоминала, что капустники он ставил. А статьи должны сохраниться, хотя сама газетенка сегодня- библиографическ ая редкость, вряд ли в Горьковке есть полная ее подборка. Вроде как он там Геббельса даже цитирует.
 
 
#5 konbur 06.05.2011 21:36
В "Тверской жизни" ни слова не было о статьях в "Тверском вестнике" (судя по приводимому Вами содержанию, "сотрудничество" заключалось лишь в самом факте публикации), но говорилось, что никаких спектаклей во время оккупации драмтеатр не давал.
 
 
#4 Ilich 06.05.2011 21:09
Цитирую konbur:
Фотографию 1930-х годов я вам пришлю по эл. почте. Качество, увы, неважное, но представление даёт. А про Виноградова я знаю то, что было написано в этих 2 статьях. Хотелось бы, конечно, подробнее узнать, в каких газетах он печатал статьи и какие именно.

Спасибо, обязательно пришлите - разместим. А печатался он в Тверском вестнике - писал статьи о культуре, театре и всякое такое, еще спектакли ставил для жителей и немцев. В принципе не очень красиво это тогда смотрелось, хотя конечно преступления как такого нет это точно.
 
 
#3 konbur 06.05.2011 16:38
Фотографию 1930-х годов я вам пришлю по эл. почте. Качество, увы, неважное, но представление даёт. А про Виноградова я знаю то, что было написано в этих 2 статьях. Хотелось бы, конечно, подробнее узнать, в каких газетах он печатал статьи и какие именно.
 
 
#2 Ilich 06.05.2011 08:38
Относительно облика 1934 года - увы, фотографий и описаний того периода найти не удалось, а в имеющихся источниках описаний изменений фасада не встречалось- обычно пишут что здание было перестроено с изменением фасада в 1951 году. Кстати не встречается и упоминание об авторах реконструкции 1934 года. А вот Виноградов вполне себе статьи в оккупационной газете печатал... или это делали за него?
 
 
#1 konbur 05.05.2011 20:57
Два замечания:
1. После перестройки 1934 года здание получило облик, гораздо более близкий к современному, нежели к 1888 году.
2. Зачем же снова доставать из нафталина сталинскую клевету на С. В. Виноградова? Он реабилитирован в 1995 году, а уголовное дело в отношении него прекращено за отсутствием состава преступления ещё раньше, в 1990 году. "Тверская жизнь" дважды писала о нём: 2 июня 1994 года и вскоре после реабилитации, осенью 1995 года