По следам "Нашествия". Часть 11

16.12.2016 15:47

 

По следам "Нашествия". Часть 1

По следам "Нашествия". Часть 2

По следам "Нашествия". Часть 3

По следам "Нашествия". Часть 4

По следам "Нашествия". Часть 5

По следам "Нашествия". Часть 6

По следам "Нашествия". Часть 7

По следам "Нашествия". Часть 8

По следам "Нашествия". Часть 9

По следам "Нашествия". Часть 10

 

Не определенные и сомнительные объекты.


Мы постарались максимально подробно изучить кадры художественно фильма «Нашествия» на предмет идентификации всех уголков города Калинина образца 1944 года, в нем отснятых. Но наши знания достаточно ограничены и одни объекты были определены нами лишь  с некоторой долей вероятности, а другие и вовсе определены  не были. Возможно кто- то из читателей этих статей сможет помочь идентифицировать объекты нами не опознанные, подтвердить или опровергнуть наши догадки.


Итак, с некоторой долей вероятности мы смогли определить следующие эпизоды:

1. Очередное построение немцев возле каких-то развалин.

 

 

Эти здания  в представленном виде не существуют, но определенными точками отсчета может служить дом с сохранившейся надстройкой на переднем плане и брандмауэр четырехэтажного дома со ступенчатым завершением (это завершение можно видеть на многих тверских домах 1930-х годов постройки) на заднем плане кадра. По хорошему состоянию дома с брандмауэром с большой долей вероятности можно предположить, что  он сохранился и в наши дни, а судя по сплошной фасаде старинных домов располагаться он должен где-то в центре. Представленному условию сегодня соответствуют два уголка Твери  и один из них - вид от пересечения улицы Вольного Новгорода со Студенческим перекрестков в сторону Советской площади по левой стороны.

 

 

Дом № 21 по ул. Вольного Новгорода имеет похожий брандмауэр, но эта версия кажется мало вероятной по той причине, что здание, стоящее перед домом 21 было перестроено в четырехэтажный дом еще до войны и соответственно никак не может быть похожим на руины, расположенные на переднем плане кадра. Вторая версия более реалистичная и заключается в том, что данный эпизод снимался опять же на том же бульваре  Радищева. На данной старой открытке хорошо виден дом с надстройкой, очень похожий на здание запечатленное в кадре фильма.

 

 

На открытке запечатлено  пересечение нынешнего бульвара Радищева со Свободным переулком. Дома с брандмауэром на открытке еще нет, хотя сегодня на местности он присутствует -  это южное крыло огромного здания, расположенного вдоль Тверского проспекта (№ 9). Оно было построено перед войной и в нем даже успел пожить писатель Борис Полевой.  На современном фото видно что дома №7 и 11 левой стороне бульвара Радищева вместе с брандмауэром дома №9 по Тверскому проекту вполне образуют искомый ракурс.

 

 

2. Среди сцен боя выделяется эпизод с немцами, убегающими вдоль ряда развалин, на невооруженный взгляд совершенно не сопоставимых с современными зданиями города Твери.

 

 

На кадре можно хорошо разглядеть дерн с молодыми деревьями на переднем плане и три здания с двумя арками на заднем плане, причем левый и правый дома имеют определенные особенности. Зная любовь автора фильма к бульвару Радищева, и учитывая растущие посреди улицы деревья, мы решили, что и эта сцена снималась на нем. Но на бульваре Радищева осталось не так много домов с арками, чтобы нельзя было определить относятся ли данные развалины к ним или нет. К сожалению ни один из сохранившихся домов с арками не соответствовал развалинам в кадре. К счастью, в замечательном альбоме из Собрания ТЦДНИ нам сначала попалась эта фотография.

 

 

Представленные руины на фото из альбома ТЦДНИ и правый дом из эпизода фильма имеют много общего – одинаковые кирпичные мезонины с полукруглым окном, столбики-завершения на брендмауэрах, количество этажей. В альбоме было указано, что дом располагался на бульваре Радищева, но сама по себе не позволяла определить точные координаты. Однако еще большую помощь оказала нам вторая фотография из альбома.

 

 

Двухэтажный дом с правой стороны этой фотографии, наполовину укрытый за деревом имеет очень похожую левую надстройку с правой надстройкой левого дома в эпизоде фильма. Из-за дерева выглядывает характерный силуэт арки с правой стороны, а главное, на заднем плане  видно пересечение бульвара Радищева с ул. Трехсвятской. Так что в наши дни, уголок Калинина из данного эпизода выглядит так.

 

 


3. Этот вид появляется в фильме несколько раз.

 

 

Архитектурные особенности здания слева одновременно позволяют отнести это здание к комплексу Торговых рядов и к культовым сооружениям, но точное местоположение этого объекта мы, к сожалению, не определили.


4. Темная, мощенная камнем улица,  черные силуэты домов  и малая продолжительность эпизода практически не позволяют определить место съемки.

 

 

Единственной маленькой зацепкой тут является ближайший дом с правой стороны кадра, имеющий первый каменный этаж и второй этаж с полукруглыми окнами. Это здание очень сильно напоминает дом Сазонова, расположенный на улице Брагина, но сама улица кажется узковатой по сравнению с Брагина. Вполне возможно, что снимался данный эпизод в районе Затьмачья, недалеко от Белой Троицы, но точнее определить мы затрудняемся.


5. Следующий эпизод в отличие от предыдущего снят с хорошим освещением и очень четко с неподвижной камеры. Автомобиль с убегающими немцами сворачивает с одной улицы на другую под углом 90 градусов.

 

 

На заднем плане видны два каменных двухэтажных дома, а справой стороны кадра расположен двухэтажный каменный дом с характерным чугунным балконом.  Состояние домов достаточно побитое, но и по нему прекрасно видно, что данные дома в подобном виде не сохранились, да собственного говоря и сам этот перекресток сегодня смотрится для Твери достаточно экзотично.  Нам остается предполагать, что съемка производилась где-то в центре, причем в последствии данный уголок Твери был кардиальным образом перестроен. Учитывая, что сцены боев за город снимались  в центре города, в районе Торговых рядов, ул. Радищева и Городского сада, мы предположим что данный уголок тоже находился где-то поблизости от данного треугольника. На роль такого места съемки этого разрушенного уголка Твери вполне может претендовать бывшая Ильинская улица. В 1960 –е, уже  с названием Кооперативный переулок, она была расширена в два раза за счет сноса домов по четной стороне улицы. Сегодня это Тверской проспект. Подробных фотографий этой стороны Ильинской улицы до реконструкции  нам практически не попадалось. Но и на этой исчезнувшей улице в качестве искомых нам подходит очень ограниченный круг объектов. Пересечение улицы с Волжской набережной отпадает т.к. на месте двухэтажного дома во время съемки уже находился дом «Ворошиловских стрелков», по этой же причине не подходит перекресток Новоторжской и Ильинской – там с правой стороны так же был построен в 1930- е годы многоэтажный дом. Видов пересечения Ильинской и ул. Советской сохранилось много, но на них нет ничего похожего. Не подходит и перекресток Ильинской и бульвара Радищева.  А вот фотографий пересечения Новоторжской и Ильинской нам практически не встречалось. На этом редком фото 1950- х годов из собрания ТГОМ с правой стороны снимка можно увидеть, что на перекрестке Новоторжской и Ильинской были два двухэтажных дома и в принципе они могли образовать искомый ракурс, но балкона на ближайшем из них не наблюдается и вопрос тождества остается открытым. Так что это загадочное место еще ждет своего открывателя.

 

 


6. Следующий эпизод может быть опознан лишь с помощью метода аналогии. В ходе съемок уличных боев кинематографисты  не  особо церемонились с декорациями, и видимо получив согласие городских властей, сняли несколько натуралистических сцен с крушением танками городских развалин. Собственно всего таких эпизода два в фильме. Один снимался со стороны развалин и за бегущими немцами и догоняющим их танком на заднем плане вполне различимо здание, которое мы уже пребывали опознать в пункте 2 данной статьи. Т.е. здесь разрушению подвергаются здания, находящиеся на противоположной стороне бульвара  Радищева.

 

 

Другой эпизод (не тождественный первому), снятый со стороны танка опознать сегодня практически невозможно.

 

 

Нам остается предположить, что снимался он поблизости от первого.


В отношении трех последних кадров у нас нет предположений относительно районов съемки. Первый кадр – большой горящий дом, на фоне которого немцы вступают в город.

 

 

Здесь фактически виден лишь силуэт горящего здания. Второй кадр снят тоже в темное время суток – частный сектор, два двухэтажных дома на заднем плане, один одноэтажный, расположен в центре вдоль начинающейся улицы, на переднем плане г-образный поворот дороги.

 

 

Складывается впечатление, что с правой стороны кадра находится какая-то площадь или парк, кадр вроде и знаком, но одновременного вызывает ассоциации и с Затьмачьем и с Затверечьем и с Центром города.

Последний кадр – крупный план, разрушенного здания, на фоне которого негодяй-градоначальник едет в гестапо по делам.

 

 

Это большое трехэтажное здание с очень характерными окнами без балконов. В настоящее время оно видимо тоже не сохранилось – было разрушено или перестроено.


Вот в принципе и все о фильме. А если кто-то из читателей захочет самостоятельно уточнить указанные в статьях места или просто посмотреть этот фильм. Ну и отдельно хотелось бы отметить очень интересный краеведческий сайт pastvu.com, благодаря которому мы смогли многое уточнить при написании данной статьи.