По следам "Нашествия". Часть 1


 

Вступление.

 

В преддверие 75–летия освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков в Твери снимают художественный фильм, посвященный тяжелым для нашего города дням осени – начала зимы 1941 года. Фильм будет называться «Прощаться не будем». Темой фильма является не только освобождение города, но и описание жизни калининцев под властью немцев в течение двух месяцев оккупации.

 

Для коренных тверичей тема фильма интересная, многие приблизительно представляют себе  те мрачные дни не  только по произведениям художественной литературы и кинематографа,  но и по рассказам своих родных, фактически оказавшихся на линии фронта в октябре 1941 года, а потом так или иначе выстраивающих отношения с новой властью. Удастся ли  режиссеру нового фильма показать весь ужас и абсурдность развития событий тех дней, передать страх перед будущим и последующую радость освобождения, сегодня сказать трудно. Хотелось бы, чтобы фильм вышел стоящим и был о реальных живых людях, а не очередной «патриотической пустышкой» в стиле самых слабых американских комиксов, где безликие герои триумфально, героически и под правильные монологи  непрерывно побеждают таких же безликих злодеев, чье злодейство априори установлено сценаристом еще до написания  сценария. Но в  любом случае жителям Твери фильм посмотреть стоит хотя бы для того, чтобы оценить как авторы фильма справились с изображением в нем военного Калинина. Будет ли фильм состоять из одних крупных планов и редких средних видов современной Твери или с помощью современных технологий и спецэффектов удастся воссоздать из небытия действительно образ города 1941 года? А город с тех пор изменился очень сильно. И хотя разница не столь велика как разница  между Кенигсбергом и Калининградом, но все-таки   территория даже центра Твери процентов на 40 отличается от своего образа 1941  года.

 

Данную статью мы и  хотели бы посвятить  описанию существующих сходств и различий между Калинином 1941 года и Тверью на примере другого художественного фильма. Снят он был через два года после окончания оккупации – в 1944 году. Сама съемка проходила видимо либо осенью 1943 года, либо весной 1944.    Фильм этот, в отличие от других фильмов, снятых в годы Великой отечественной войны» отчего-то практически не показывают по телевидению даже в дни больших воинских праздников, и он мало известен широкой публике. Посвящено  кино не освобождению конкретно Калинина, а события в нем описываемые  в равной степени можно отнести к любому оккупированному и освобожденному советскому городу. Но полигоном для съемки стал именно разрушенный Калинин и благодаря этому факту любой зритель достаточно подробно может рассмотреть как выглядел наш город в  1941 году. Называется фильм «Нашествие», снято кино было не самым известным советским режиссером Абрамом Роомом (и у него фильм не является самым известным)  по сценарию не самого известного советского драматурга Леонида Леонова.

 

 border=

 

Пьеса, по которой был снят фильм, была написана Леоновым видимо в 1942 году, поскольку поводом к ее написанию  стала казнь Зои Космодемьянской. Сам первоисточник нам не знаком и о его художественной ценности судить мы не будем, но пару субъективных слов о драматургии и качестве его экранизации сказать здесь наверное будет уместно.

 

Это кино оставило у нас очень двоякое впечатление. С одной стороны режиссеру эпизодически удалось создать потрясающе мрачный, прямо таки   готический образ оккупированного города.  И этот образ возник не только благодаря операторскому мастерству, но и собственно самой живой декорации, в качестве которой выступали улицы и дома разрушенного войной Калинина. Хочется отметить отличную работу практически всех актеров фильма, уровень которой в современном российском кино  пока не достижим даже для российских звезд первой величины, а ведь в «Нашествии» звезды первой величины задействованы не были. Ну и в драматической части  очень интересен и не характерен для Советского кино 1940- х годов образ главного героя – человека вернувшегося из заключения и пытающегося найти себе место в сложившейся  ситуации,  не находящего понимания у родных и, несмотря на это выполняющего свой долг. Единственное кино,  частично напоминающее этот сюжет – фильм «Верьте мне люди», но это уже оттепель, 1964 год.

 

С другой стороны  атмосфера  и антураж  фильма таковы, что зрителю ¾ его продолжительности представляется, что речь идет об оккупации города белогвардейцами и примкнувшими к ним помещиками и капиталистами в гражданскую войну. С ними в свою очередь борется оставшийся в тылу собирательный  В.И. Чапаев (подпольщика зовут иначе и артист его играет не Бабочкин, но  образ тот же) и примкнувшая к нему революционная интеллигенция. Немцы, за исключением великолепного полковника с важным и брезгливым  видом  разглядывающего развалины из окна своего персонального автомобиля, похожи на немцев только формой и шмайсерами, которыми вооружены поголовно. Злодейства их карикатурны и как то не вызывают особого возмущения, умирают немцы пачками.

 

Сюжет  временами странен, но в целом вполне предсказуем. Многое  выдает плохое знакомство режиссера с жизнью в оккупации, да  и с советской жизнью вне оккупации тоже. Например, отец главного героя - доктор живет единолично с семьей и прислугой (?) в двухэтажном кирпичном особняке в центре города и самое большее, что удается оккупантам, это подселить к счастливчику новоиспечённого главу города - своеобразного Кису Воробьянинова, пробравшегося в город накануне  сдачи в костюме Ивана Сусанина. К слову, в оккупированном Калинине немцы для своих нужд выселяли семьи на мороз и из отдаленных деревянных домишек на окраине, да и до оккупации в действительности провинциальный доктор вряд ли имел бы показанный в фильме уровень достатка и комфорта. Главный герой свободно передвигается по прифронтовому городу ночью, и придается тоске по идеалу с советской справкой о судимости в кармане - немцы не возражают. По сюжету фильм явно относится к жанру трагедии, но буффонадские  и даже местами фриковые персонажи градоначальника,  его помощника и некоторых немцев создают совершенно неуместный комический эффект и оставляют зрителя с ощущением что он побывал на поминках с участием клоунов и прочих мимов. Видимо эти и другие недостатки не позволили фильму стать истинно народным как «Два бойца» или «Небесный тихоход».

 

Но сегодня этот фильм имеет для нас скорее не художественное, а документальное значение и в этом смысле он бесценен. Режиссер и съемочная группа не стали особо заморачиваться с декорациями, спецэффектами, а снимали по натуре,  как есть. И благодаря этому, с одной стороны мы можем увидеть некоторые  здания и виды города Твери, не сохранившиеся до настоящего времени, а с другой стороны оценить масштаб разрушений, которые нанесла война нашему городу.  И только ради этого фильм стоит внимательно посмотреть от начала до конца каждому, кто интересуется историей Твери и любит этот город.
Мы же в данной статье попробуем провести сравнение некоторых эпизодов фильма и отмеченных в них объектов (местоположение всех заснятых объектов нам определить не удалось)  с теми же местами фактически через 73 года после создания фильма и таким своеобразным образом отметить юбилейную дату окончания оккупации города.

 

По следам "Нашествия". Часть 2