Транспортный налог отменят в 2020 году или нет?

Автор: Александр Волков   
21.07.2020 18:07

Транспортный налог - одна из важных составляющих бюджета в регионах нашей страны. Учитывая количество транспортных средств (согласно данным аналитического агентства "АВТОСТАТ" на 1 января 2020 года в России их насчитывалось 58,7 млн единиц), понятно, почему этому вопросу каждый год уделяется такое большое внимание.

В соответствии с принятыми в нашей стране законами регионам в отношении транспортного налога дали следующие права:

- устанавливать льготы по этому налогу для разных категорий;

- менять ставки (у местных властей есть возможность их увеличить или уменьшить, привязывать к году выпуска или к экологическому классу автомобиля);

- менять порядок и сроки уплаты этого налога юридическими лицами.

Законом устанавливаются базовые ставки налога в зависимости от мощности двигателя (от 2,5 до 15 руб. за лошадиную силу), которые регионы вправе увеличивать самостоятельно, но не более чем в 10 раз. Сумма пошлины исчисляется как произведение региональной ставки, соответствующей мощности двигателя, и паспортного количества лошадиных сил. Также регионы могут вводить собственные градации. Например, корреспонденты Autonews.Ru подсчитали: если в Москве ставка для машин мощностью от 100 до 125 л.с. составляет 25 руб., а от 125 до 150 л.с. - 35 руб., то владелец Hyundai Solaris с мотором 1,6 л (123 л.с.) будет ежегодно платить 3075 руб., а обладатель KIA Ceed 1.6 (мощность двигателя - 128 л.с.) - 4480 рублей.

Как видим, в разных регионах ставки могут отличаться, и довольно серьезно. Для большей наглядности мы решили привести здесь фрагмент таблицы, опубликованной на сайте nalog-nalog.ru. Данные в этой таблице приведены только для 5 регионов и столицы, однако они позволяют судить о том, как активно чиновники в разных субъектах РФ используют предоставленные им Законом возможности (значения в таблице указаны в рублях).

Однако эти ставки касаются только чистого налогового платежа, который находится в прямой зависимости от мощности двигателя. Напомним, что в нашей стране существует еще и "налог на роскошь": автомобили стоимостью более 3 млн рублей облагают налогом по повышенному коэффициенту, в зависимости от стоимости машины и года его выпуска.

Опять же - в стране существуют категории льготников, которые полностью освобождены от уплаты транспортного налога. Так, например, от налога освобождены легковые автомобили мощностью не более 100 л. с., которые выданы инвалидам через органы соцзащиты. Налог не платят герои Советского Союза, инвалиды боевых действий и ВОВ, ветераны труда, пострадавшие от разных аварий. В соответствии с принятыми в прошлом году законами налог не платят владельцы угнанных машин. У регионов также есть право вводить льготы по налогу для пенсионеров, многодетных семей или матерей-одиночек. В ряде регионов, чтобы поощрить покупку экологически чистого транспорта уже принято решение освободить от налога владельцев электромобилей.

Отметим также, что в 2020 году в отношении транспортного налога вступают в силу несколько новых поправок. Во-первых, не нужно больше сдавать декларацию по транспортному налогу (раньше для некоторых категорий граждан это требовалось). Во-вторых, льготы можно применять в заявительном порядке, приложив к заявлению документы, подтверждающие право на льготу. В-третьих, в 2020 году потребуется платить налог с небольших моторных лодок (теперь налогом облагаются моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л.с. включительно).

 

Напомним, что еще одно важное изменение в 2020 году было связано с ситуацией в стране по коронавирусной инфекции - согласно принятым  правительственным решениям, сроки представления налоговой отчетности, уплаты налогов, сборов и авансовых платежей были продлены до 6 апреля 2020 года.

 


Более 50% поступлений транспортного налога обеспечили машины мощностью свыше 150 л.с.

 

На начало 2017 года в России на физических лиц зарегистрировано 38 млн единиц легковых машин различной степени мощности. Половина этого автопарка (19 млн) – это автомобили до 100 л.с., гласят данные ФНС России. Причем в последние четыре года их количество сократилось на 2 млн, а доля – на 10%.

 

Меняя машины, автовладельцы все чаще отдают предпочтение транспорту из следующей группы мощности от 100 до 150 л.с. За последние четыре года их доля выросла с 30% до 40%, то есть более чем на 2 млн единиц, до 14 млн автомобилей.

 

Несмотря на то, что автомобили мощностью до 150 л.с. составляют 87% от общего парка, на них приходится всего 45% поступлений транспортного налога, или 46 млрд рублей. Оставшиеся 55% поступлений, или 56 млрд рублей, обеспечены категориями автомобилей мощностью свыше 150 л.с., при том что их доля в общем количестве составляет всего 13% – на данный момент зарегистрировано 5,1 млн таких автомобилей.

 

Как поясняют в ФНС России, такая диспропорция между количеством транспортных средств и суммами уплачиваемых налогов объясняется прогрессивной шкалой транспортного налога в зависимости от мощности автомобиля, его стоимости и количества лет эксплуатации.

 

Так, базовая ставка транспортного налога для автомобилей мощностью до 100 л.с. составляет 2,5 рубля за лошадиную силу, от 100 до 150 л.с. – 3,5 рубля, от 150 до 200 л.с. – 5 рублей, от 200 до 250 л.с. – 7,5 рублей, а для автомобилей от 250 л.с. и выше ставка составляет 15 рублей за лошадиную силу, что в шесть раз больше ставки автомобилей мощностью до 100 л.с. Кроме того, законами субъектов эти ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в десять раз.

 

Помимо этого для некоторых автомобилей применяется повышающий коэффициент, который зависит от стоимости и года выпуска авто. Список ежегодно утверждает Минпромторг России. Так, в 2017 году к базовой ставке для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей и годом выпуска не более трех лет применялся коэффициент 1,1; стоимостью от 5 до 10 млн рублей не старше пяти лет – коэффициент 2. Самый высокий коэффициент применялся в отношении автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн рублей, бывших в эксплуатации не более 10 лет и стоимостью свыше 15 млн рублей – не более 20 лет – сумма исчисленного налога по базовой ставке уплачивалась в тройном размере.

 

Транспортный налог в России. Грядут перемены?

 

Несовершенство российской системы расчетов транспортного налога за последний год неоднократно становилось темой активного обсуждения в обществе. Одни критики, озаботившись социальной справедливостью, предлагали упразднить транспортный налог для почти 50% автовладельцев, другие - призывали к пересмотру ставок «налога на роскошь». В качестве аргумента выдвигался тезис, что автомобиль стоимостью в 3 - 6 млн рублей (при которой применяется повышенный коэффициент) в современных реалиях уже не следует считать роскошным.

 

Масла в огонь подлила ситуация с потерей в списках Минпромторга (который формирует перечень роскошных автомобилей) нескольких моделей. К тому же топовые версии некоторых моделей, перешагнувшие планку в 3 млн рублей, были занесены в перечень с опозданием, и регионы недополучили средства в свои бюджеты.

 

В качестве альтернативы существующему порядку выдвигались также предложения считать налог в зависимости от веса (аргумент: более тяжелые машины наносят больше вреда дорожному покрытию) и от габаритов (размеры парковочного места).

 

В августе 2019 года Счетная палата РФ предложила правительству страны поручить министерствам и ведомствам «рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части корректировки параметров, определяющих применение повышающих коэффициентов к легковым автотранспортным средствам в зависимости от их мощности и иных неотъемлемых характеристик, а не от стоимости автотранспортных средств».

 

А сейчас стало известно о новом информационном письме Счетной палаты в Правительство России, в котором она предложила изменить параметры, определяющие порядок расчета транспортного налога для автомобилей из категории роскошных. Как пишет Autonews.ru, ссылаясь на полученный в ведомстве комментарий, предлагается пересмотреть ставки, мотивируя это тем, что сейчас перечень дорогостоящих автомобилей составляется на основе опроса автодилеров.

 

«Установленный механизм расчета … усложняет процесс администрирования транспортного налога. Также это приводит к спорным ситуациям в части определения стоимости конкретного автомобиля, - рассказали журналистам в Счетной палате. - В этой связи возможен пересмотр налоговых ставок в зависимости от дополнительных характеристик, в том числе существующих параметров транспортных средств, а также ограничение по установлению льгот на дорогостоящие автомобили».

 

Между тем в ФНС заявили, что изменения в порядке расчета транспортного налога пока не планируются: «Методика расчета транспортного налога действует с 2003 г. и с тех пор не менялась. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки».

 

Напомним, что сегодня Налоговый кодекс РФ разрешает дифференцировать ставки в зависимости от возраста ТС или мощности двигателя, но многие регионы эту возможность не используют.

 

Отмена транспортного налога в 2020 году - последние новости

В 2020 году вступают в силу несколько поправок по транспортному налогу

 

В Госдуме предложили освобождать автовладельцев от уплаты транспортного налога в том случае, если машина простаивает более шести месяцев.

 

Как сообщает 18 июля RT, автором данной законодательной инициативы стал член парламентского комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров.

 

Мотивируя свою инициативу, политик пояснил, что в настоящее время в законодательстве не предусмотрена зависимость налога от интенсивности эксплуатации автомобиля.

 

Федоров считает, что данную несправедливость следует исправить в отношении тех россиян, которые в силу различных причин не могут долгое время пользоваться своим личным транспортом. Например, в случае поломки машины или переезда в другой регион.

 

Поэтому депутат предложил предоставлять гражданам право на временное приостановление регистрации транспортного средства на срок от шести месяцев со сдачей автономеров на безвозмездное хранение в ГИБДД. В таком случае уплачивать транспортный налог за этот период было бы не надо.

 

В отношении «самых хитрых» сограждан, которые были освобождены от уплаты налога, но всё же использовали автомобиль в период временного приостановления регистрации, нардеп предложил профильным ведомствам предусмотреть санкции.