ВП-150 «Вятка»: как СССР повторил легендарный мотороллер Vespa

Автор: Александр Волков   
07.11.2021 07:50

Вятка ВП-150 — первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Является копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955 года. Его преемником стала модель В-150М, разработанная коллективом ВПМЗ. В 1950-е годы, особенно после выхода на экраны культового фильма «Римские каникулы», в европейских странах началась мода на новое транспортное средство — мотороллер.

Vespa начал выпускаться концерном Piaggio с апреля 1946 года и производится до сих пор. Является родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров и первым успешным скутером в мире. Лицензии на производство «Веспы» купили многие заводы: английский «Douglas», немецкий «Hoffmann», американский «Allstate», испанский «MOTO VESPA» и французский «Volose-leke». В СССР на производственных мощностях Вятско-Полянского машиностроительного завода в 1957 году был выпущен мотороллер ВП-150 «Вятка» — точная копия мотороллера Vespa. Лицензия на него не приобреталась. До "Вятки" завод выпускал легендарные ППШ – пистолеты-пулеметы Шпагина.

Производство мотороллеров быстро росло, и в 1961 году уже была собрана 100-тысячная «Вятка». В декабре 1965 года была собрана первая партия новых мотороллеров В-150М — полностью переработанный мотороллер, усовершенствованный вариант которого (1974 год) получил название «Электрон». «Вятка» была довольно тихой — уровень шума составлял 80 дБ. Довольно простая, она не требовала сложных регулировок и могла работать на низкооктановом бензине А-66.