Чернобыль 2019 - новости, отзывы о сериале

02.07.2019 20:00

«Чернобыль»: правда и вымысел в нашумевшем сериале - последние новости на сегодня, 3.07.19

Американо-британский сериал «Чернобыль» завоевал титул первого телевизионного шоу всех времен. Он вышел на экраны меньше месяца назад, но уже сумел обойти в авторитетном мировом рейтинге такие легендарные и долгоиграющие телепроекты, как «Игра престолов», «Планета Земля» или «Во все тяжкие».

Сериал так взбудоражил миллионы зрителей, журналистов и критиков по всему миру, что они не только начали бурно спорить и обсуждать кино, но и бросились изучать реальные свидетельства о самой страшной и, как оказалось, самой неизвестной катастрофе ХХ века.

Это не классическая голливудская катастрофа-блокбастер. Здесь нет фантастической компьютерной графики и супергероев, прыгающих с крыши на самолет. Авторы настаивают: они стремились не к кассовой сенсации, а как можно точнее показать реальность, которая 33 года назад была страшнее любой выдумки фантастов.

Сериал снимали не в декорациях, а в настоящих панельных домах Украины и на Игналинской ГЭС в Литве, самой похожей на Чернобыльскую. Художники сериала месяцами скупали на интернет-барахолках посуду, мебель, одежду и другие артефакты времени и места. И даже первые переговоры диспетчеров после аварии — подлинные.

В итоге даже критики соглашаются с тем, что это редчайший западный фильм, в котором советский быт, детали и атмосфера переданы очень точно. А вот к правдивости самой истории у российских знатоков возникло множество претензий. И местные жители в реальности спали, а не праздно глазели на горящую станцию. И вертолет рухнул, задев кран, не сразу после аварии, а только через полгода. И спецкомиссия из Москвы в Киев не могла приехать на машинах за несколько часов.

Но это все художественные допущения, образы, не искажающие сути, которые используют киношники в любой стране. Однако специалисты обвинили авторов и в не случайных идеологических вымыслах. Когда пожарных лечат в бетонном бункере, а не в столичной больнице. Или когда сотрудников заставляют идти в зараженную зону под дулом автомата. Когда партийное руководство медлит с эвакуацией населения, чтобы не вызвать панику, чего тоже в реальности не было. Впрочем, многие ликвидаторы признавались, что все правдоподобно: ведь для них главное — героизм и невероятное мужество обычных участников событий, и кино именно об этом.

Большинство персонажей сериала не вымышленные, а реальные люди, многих из которых уже нет на этом свете. Но есть и герои, которые выжили всем смертям назло, но об этом, к сожалению, мало кто знает и помнит. Один из них — командующий подразделениями ликвидаторов на Чернобыльской АЭС, генерал-майор МЧС Николай Тараканов — пришел в студию «Центрального телевидения», поделился впечатлениями о сериале и рассказал об аварии. По его словам, в американском сериале правда и вымысел в равных пропорциях.

Николай Тараканов: «Показали моих солдат, подчиненных, которые вместе с генералом участвовали в снятии ядерного топлива с крыш. Но и много вымыслов, которые нереальны».

Также он подчеркнул, что у всех отправленных на ликвидацию аварии на АЭС солдат был шанс выжить, были соблюдены необходимые меры предосторожности. При этом в американском сериале показано, что солдат сознательно направляют на верную смерть. Кроме того, генерал-майор рассказал, что Горбачёв при встрече с ним в дни аварии действительно выглядел растерянным и неуверенным, что и было показано в сериале.

Николай Тараканов: «В его состоянии как мужчины не было той твердости руководителя государства, который мог бы сказать именно правду».

Источник

 

 

Киноляпы в сериале "Чернобыль"?  - последние новости на сегодня, 4.07.19

Какие ляпы есть в сериале "Чернобыль"?

1. Первая серия начинается с того, что академик Легасов начитывает на магнитофон свои соображения по поводу катастрофы. Он ходит по квартире, кормит кота (или кошку). Зрители всего мира видят квартиру, в которой живет академик. И она ужасна. Конечно, многие люди в СССР жили от зарплаты до зарплаты, и ремонт в их жилищах не делался десятилетиями - можно посмотреть в каких условиях жил Афоня из культовой картины Данелия. Но чтобы академик проживал в обшарпанных почерневших стенах, в квартире с облупившимися рамами на окнах, с грязной посудой? Это, простите, нонсенс. Кто-кто, а академики в СССР имели шикарные по тому времени квартиры, служебные автомобили и дачи, а наводить порядок к ним приходили уборщицы. Так что Легасов просто не мог жить в такой халупе.

2. Под стать квартире Легасова и больница номер 6 в Москве. В шестой клинической больнице Минздрава СССР, по мнению создателей сериала, опять сплошь страшные облупленные окна и стены, вытертые до чугуна батареи, желтые от времени потолки, перекошенная мебель. А пройти в любую палату можно, сунув десятку регистратуре! И это в Москве! Смешно, потому что таких больниц такого масштаба в таком состоянии не было даже в регионах и тем более не могло быть в столице!

3. Однако в других домах можно заметить современные пластиковые окна и современный сайдинг. А уж совсем грубый ляп - памятник ликвидаторам, установленный годы спустя, выросший буквально после самой трагедии. Но кому есть до этого дело, когда товарищи из ЦК не дают продыха простому народу? Для создателей они хуже самого дыма от реактора, за которым прячется подлый монумент.

4. Товарищи тут, кстати, все, и все исключительно называют друг друга по фамилии. Или полным именем. Василий, а не Вася.

- Дятлов!

- Слушаю тебя, товарищ Акимов!

5. Самые ужасные кадры в сериале - это пожарные, превратившиеся за несколько дней в кровавое желе. На самом деле радиация так не действует. И об этом не раз говорили участники тех печальных событий. Как не было мертвых птиц на десятках километров, падающих на пионеров, и не было порыжевшего вмиг леса. Да, лес порыжел, но месяцы спустя.

6. Прием у Горбачева. На стене висит картина "Иван Грозный и сын", или по-простому "Иван Грозный убивает своего сына". Этой картины, как и ее списка, на стенах в Политбюро никогда не было.

7. Щербина и Легасов курят недалеко от АЭС. В руках у одного из них пачка сигарет "БГ". В СССР не было таких сигарет. Самой распространенной сигаретной маркой, любимой у советских людей, были "БТ" в пачке-коробке. Болгарские сигареты, памятные многим курильщикам еще с советских времен, выпускались на "БулгарТабак". Отсюда и название.

Курят в сериале и сигареты "Сочинские". Такие действительно существовали, но не в то время и не в том месте. Самой распространенной маркой таких сигарет, конечно, были "Столичные".

8. Легасов и Щербина на самом деле проживали в тридцатикилометровой зоне от аварии. А в Чернобыле были наездами.

9. В сериале пьют водку по-черному. Солдаты разгружают целую машину водки. Конечно, как без этого. Хорошо, что обошлось без матрешек, балалаек и медведей. Свидетели говорят, что этого точно не было, потому что в СССР тогда проходила знаменитая антиалкогольная кампания, и тем более не могло быть такого в армии. Автор не хочет обелить советского человека, который мог выпить в то время и денатурат, но конкретно этого эпизода не было.

 

 

Сериал Чернобыль смотреть онлайн 2019
Сериал Чернобыль 2019, содержание всех серий
Сериал Чернобыль первый сезон смотреть онлайн с 5.07.2019
Чернобыль 2019 смотреть онлайн с 6.07.19

 

 

 

10. В Чернобыле развернут штаб армии. Нескольких солдат командование отправляет отстреливать домашних животных. Они ведут стрельбу из винтовок Мосина, вышедших из обращения в 1944 году. Конечно, винтовки и карабины Мосина продолжали использовать в армиях Восточной Европы и по всему миру ещё несколько десятилетий. В качестве оружия пехоты и бойцов нерегулярных вооружённых формирований винтовки Мосина использовались во многих войнах — от Кореи и Вьетнама до Афганистана и конфликтов на постсоветском пространстве. Но вряд ли они сохранились на вооружении в регулярной армии СССР.

11. И снова о солдатах. Они в то время, о котором говориться в титрах, жили в Чернобыле не в палатках, как показано в сериале, а в казармах, специально построенных тут же.

12. Чиновники и руководители АЭС показаны тупыми аппаратчиками, которым главное сохранить свои места. Это наглая ложь. Дятлов, выставленный в сериале ответственным за катастрофу, по свидетельствам очевидцев, был умнейшим человеком. Вот некоторые воспоминания о нем:

"Когда говорят, что в угоду директору станции или главному инженеру Дятлов мог проигнорировать принципы безопасности, дать указания отключить защиты реактора или нарушить инструкции, я этому никогда не поверю".Председатель Государственного комитета ядерной безопасности Украины В. В. Грищенко. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове.)

"После освобождения Анатолий Степанович не прекращал разрушать официальную версию причин аварии, продолжал обращаться в различные ведомства вплоть до МАГАТЭ. И это начало давать свои результаты, хотя высокие организации, в том числе и зарубежные, которые в своё время протиражировали версию о нарушениях персонала, не могут признать свою ошибку и теперь, уже защищая «честь своего мундира», упорно продолжают множить ложь". В. А. Орлов. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове).

"Он мог понять ошибки, допущенные персоналом, если они аргументированы, но он абсолютно не мог принять разгильдяйства, некомпетентности и халатного отношения к своим обязанностям. А. С., как правило, отличали прямота, четкость и краткость изложения своей позиции, а это не всегда шло ему на пользу.

Анатолий Степанович не позволял ни себе, ни другим в его присутствии проводить разборки с персоналом, допустившим ошибки и находящимся в данный момент на рабочем месте. Вспоминаю случай, когда у меня (я находился за пультом) сработала защита реактора и корабль остался без хода при отчаливании от пирса. Сдаточный механик начал воспитывать меня, но А. С. просто выставил его из пультовой. После сдачи смены, на разборе причины срабатывания A3 — мной была допущена ошибка — я получил своё по полной программе от А до Я, но не от механика, а от А. С.

Характерной чертой его характера было патологическое непринятие всякой неправды и лжи. Если кто-либо был уличен даже в неправдивом изложении событий, не говоря уже об обмане, этому человеку он не верил на слово никогда.

Анатолий Степанович был человек, имеющий свою точку зрения по всем вопросам (и зачастую не совпадающую с общепринятой). Он был жестким в требованиях, но не жестоким в отношениях, он не боялся брать на себя ответственность в пределах своей компетенции и за это отвечать, но он не собирался нести ответственность за незнания, неумение и непрофессионализм других". Государственный инспектор по ядерной безопасности Украины А. В. Крят. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове).

Вот каким был Дятлов.

А вот такого совестливого правдоруба Ульяны Хомюк никогда не существовало. Это и есть тот самый "художественный вымысел" создателей. Ее не было так же, как и не было голых шахтеров, трясущих свои хозяйством. Но Крейгу Мазине показалось, что они очень удачно впишутся в его Чернобыль, и они появились...

12. Не могли не заметить зрители и странной Москвы в марте 1987-го. Многие бывали в Киеве и тотчас узнали столицу Украины, которую создатели назвали Москвой. Но это, наверное, самый незначительный лям. Ведь Москва постоянно снимается то в Польше, то в Чехии, то вот теперь на Украине. Что ж, Крещатик действительно дорог многим русским и по сей день.

13. Многих тронули последние титры. Количество погибших от последствий катастрофы и Мост Смерти. Но Мост Смерти - это известная байка! Никто на нем в ночь аварии не стоял и не смотрел на пожар, а стоявшие не умерли впоследствии от радиации в короткий срок, как это было сказано в титрах. Мост был сразу оцеплен! Уж при всей своей cкрупулезности проверить факт про Мост Cмерти создатели просто обязаны были.

Источник

 

 

 

Чернобыль 2019 - отзывы о сериале на сегодня, 5.07.19

О новом хите HBO говорят чуть ли не больше, чем о финале борьбы за Железный трон. Это неудивительно, ведь тема у «Чернобыля» крайне непростая и болезненная. Насколько новый сериал удачен и правдив? Разбирается колумнист «360».

«Игра престолов» закончилась, но проекты HBO продолжают будоражить общественность. Большое внимание за рубежом и в России привлек исторический мини-сериал «Чернобыль», подробно описывающий аварию на Чернобыльской АЭС, ее последствия и людей, с ними боровшихся.

Конечно, о трагедии не раз снимали и на русском языке: можно вспомнить хотя бы «В субботу» Александра Миндадзе, украинский драматический телесериал «Мотыльки» и российский мистический «Чернобыль. Зона отчуждения». Однако за пределами документального кино еще никто не предпринимал настолько масштабной и, на первый взгляд, скрупулезной попытки реконструкции тех событий.

Прошло больше 33 лет с момента катастрофы, но память о ней по-прежнему объединяет всех жителей бывшего СССР — она словно радиация въелась под кожу и навсегда отпечаталась словами: «ликвидаторы», «лучевая болезнь», «Припять». Сейчас все эти образы оживают на экране под чутким руководством американского сценариста Крэйга Мазина, шведского режиссера Йохана Ренка и британского актера Джареда Харриса, сыгравшего главную роль ученого Валерия Легасова.

Насколько деликатно европейские и американские авторы сериала работают с материалом и не получилось ли у них невыносимой клюквы? Прецеденты уже были — западные фильмы, в которых советские или российские реалии показаны без чудовищных натяжек, можно пересчитать по пальцам одной руки.

 

«Наш момент славы»

В прессе «Чернобыль» называют самым страшным сериалом сезона и поражаются, как убедительно снята ликвидация последствий взрыва реактора, которая была сопряжена с огромными физическими и нравственными усилиями ее участников. Кажется, авторам сериала удалось снять нечто не похожее на обычный голливудский фильм-катастрофу.

Многие хвалят детально восстановленный советский быт: одежду, мебель и даже игрушки. Обреченная Припять в сериале похожа на настоящую Припять, что делает далекое сияние пожара на ЧАЭС во тьме украинской ночи еще более пугающим — словно в мире открылся портал в какую-то потустороннюю реальность.

С самого начала режиссер транслирует на экран напряженную атмосферу первых дней аварии, не опускаясь до внешнего драматизма. При этом создается ощущение фильма ужасов, в котором люди сталкиваются с невидимой, но способной погубить весь мир угрозой и делают все возможное, чтобы ее одолеть. За это Мазина и его коллег можно заслуженно похвалить.

Но в сериале есть и моменты, где мелодраматизм берет верх над реалистичностью, а герои напоминают ходячие клише. Речь прежде всего о сценах, посвященных столкновению советской бюрократии и простого народа.

Никто не спорит, что руководство СССР сначала скрывало взрыв реактора, а позже было недостаточно откровенным о масштабах катастрофы. К примеру, эвакуированные из Припяти горожане поначалу были уверены, что вернутся домой через несколько дней. Но также нельзя отрицать, что среди высших партийных бонз было немало людей, сделавших все, чтобы как можно быстрее потушить пожар, изолировать четвертый энергоблок и минимизировать человеческие потери.

Однако в числе прочего мы видим: секретный партийный бункер с огромным профилем Ленина на стене; древнего начальника-коммуниста, который под бурные аплодисменты бьет палкой об пол и объявляет случившееся «нашим моментом славы»; министра в белом костюме, отправляющего шахтеров на верную смерть. Все эти моменты выглядят как минимум наигранными, ведь в жизни все было не настолько черно-белым.

 

Правда и pravda

К сожалению, таких серьезных ошибок в интерпретации случившегося хватает. Например, эвакуация Припяти была начата через 36 часов после катастрофы, как только ученым, которым вполне хватало дозиметров (очередной ляп), удалось получить точные данные. 50 тысяч человек были без промедления вывезены в безопасное убежище, хотя в сериале показаны колебания советского министра Бориса Щербины.

Есть и совсем уж творческие допущения. Наряду с реальными и сделавшими очень многое для ликвидации Щербиной и академиком Легасовым в картину введена физик-ядерщик Ульяна Хомюк, полностью придуманная сценаристами, видимо, ради добавления в сюжет женского персонажа.

Наконец, есть совсем уж нелепые огрехи вроде постоянного обращения героев друг к другу «товарищ». Но это уже совсем мелочи: все-таки по улицам не бегают условные медведи и водку из самоваров не разливают, хоть и пьют ее неправильно — мелкими глотками, словно джин или виски. А ведь далеко за подобными примерами клюквы ходить не надо: вспомним хотя бы боевик «Красный воробей» о российских секс-шпионах и шпионках или триллер «Порок на экспорт», где русская мафия показана насколько эффектно, настолько и нереалистично.

Несмотря на базовые стереотипы времен холодной войны, въевшиеся в подкорку людей Запада, сериал снят пусть и не с официальной точностью учебника истории, но с подкупающим уважением к своим героям: советским пожарным, шахтерам, ученым. Пусть он вышел далеко не идеальным, но все равно цепляет. Временами вместо правды «Чернобыль» показывает нам pravda, но, положив руку на сердце, можно ли назвать хоть одно большое историческое событие, о котором не спорят и не трактуют по-разному отдельные моменты даже люди одной культуры?

Жаль, что проект такого калибра не был создан мастерами отечественной киноиндустрии — такая картина уж точно была бы во сто крат интересней зрителю, чем очередная комедия про мужиков, переодетых бабушками. А пока будем смотреть и оценивать американский Chernobyl.

Источник